Палацу — 85!
З перших днів роботи Палац завжди був і залишається центром тяжіння для творчих сил міста і одним з популярних місць відпочинку городян.
Швидкоплинний хід історії. Змінювалися епохи, йшли кумири, виростало покоління за поколінням …
А Палац завжди був у гущі найбільш значущих подій не тільки міста, а й країни. А в їх низці — події, якими по праву можна пишатися і події, які сьогодні згадуються з гіркотою…
Близько 10-ти років тому в міській газеті «Пошук» до чергового ювілею Палацу вийшла стаття, автор якої краєзнавець зі стажем, автор книг і публікацій про Краматорськ — Володимир Федорович Коцаренко. У ній краєзнавець-краматорчанин описує історію будівництва Палацу, період нацистської окупації та етап відновлення і другого народження краматорської установи культури після Великої Вітчизняної війни. Упевнений, що багатьом любителям історії рідного краю будуть цікаві факти, викладені в статті.
Стаття друкується з дозволу автора і з невеликими скороченнями.
Фотографії, запропоновані до публікації — з особистих архівів, музею історії Краматорська, інтернету.
директор міського Палацу культури ім. Леоніда Бикова
РОВЕСНИК 30-Х
Первая публикация относится к 1929 году. Ее автор пожелал скрыть свое настоящее имя и в качестве подписи использовал псевдоним «Очерет». Заметка называлась «Безголовые строители». В ней сообщалось о том, что при постройке нового «клуба-театра» его стена «размером 12х8 метров дала в нескольких местах трещины», из-за чего всю ее пришлось разобрать и начать кладку снова. «Необходимо отметить, — возмущался «очерет», — что стену ломали в ночное время, чтобы никто не видел». Вывод, которым автор завершал свое выступление, был однозначно строг и предельно суров: «Все эти безобразия говорят за то, что строительство идет без надлежащего контроля, что сами строители слабые работники и их необходимо заменить, но заводоуправление, зная все эти безобразия, и в ус не дует». Местные краеведы утверждают, что автором проекта клуба им.Ленина был архитектор А.И.Дмитриев. По воспоминаниям краматорского старожила Евгении Георгиевны Гинкул, клуб строил ленинградский архитектор Павел Иванович Кузьмичев.
Открытие клуба решено было представить как масштабное мероприятие с традиционным для того времени политическим подтекстом. Местные партийные органы придавали этому событию большое значение. Посвященные знали, что в день открытия (а его приурочили к 13-й годовщине Октябрьской революции) Краматорскую посетит председатель ВУЦИК Г.И.Петровский. Подготовка к назначенной дате была очень серьезной и всесторонней. Впоследствии режиссер местного Театра рабочей молодежи М.Д.Силаев вспоминал, что в связи с подготовкой к этому историческому событию ему даже не позволили уехать в Киев, где должны были начаться занятия в киноинституте, на режиссерский факультет которого он поступил. Интересная деталь: на 7 ноября было назначено официальное открытия клуба, однако за три дня до этой знаменательной даты выяснилось, что в праздник гостей дворца не на чем будет усадить в зрительном зале — не было стульев. За помощью обратились в Москву — в соответствующий Наркомат. И вот ранним утром 6 ноября к перрону станции Краматорская подошел поезд, который привез из Одесского театра три вагона стульев. Благодаря энтузиазму и силам участников художественной самодеятельности, а также комсомольцам города стулья были перенесены во дворец и расстановлены в зале. День рождения был отмечен на славу.